Россия — Армения: экономическая игра в одни ворота

Политика

Россия — Армения: экономическая игра в одни ворота

Очередное обострение между Армений и Азербайджаном, перетекшее в вооруженный конфликт, заставило аналитиков пристальней взглянуть на российско-армянские отношения. Раздаются голоса, требующие от Москвы более решительно высказываться в поддержку своих союзников в Ереване. Однако говоря о «союзниках», стоит учитывать, что за два года, которые прошли после армянской «бархатной революции», в стране многое изменилось.

Если раньше ее с некоторыми оговорками можно было назвать пророссийской (Армения 1 января 2015 года даже присоединилась к Евразийскому экономическому союзу), то сейчас все далеко не так однозначно, причем не только в политической, но и в экономической плоскости.

Тень Фонда Сороса

Собственно, премьер-министр страны Никол Пашинян никогда не заявлял о своей пророссийской позиции, вместо этого провозглашая пресловутую «многовекторность». Но, как хорошо известно из современной истории Украины, «многовекторность» в случае с постсоветскими странами почему-то неизбежно превращается в «антироссийскость». Вряд ли стоит удивляться, что Ереван постепенно идет по пути Киева, если учесть, что за новым армянским правительством стоит пресловутый Фонд Сороса, идейный вдохновитель «цветных революций» на постсоветском пространстве.

Фонд Сороса за последние десятилетия стал именем нарицательным и так прочно вошел в общественное сознание, что либералы всех мастей даже используют его, как некую «страшилку», которая якобы не имеет отношения к реальности. На деле же Фонд Сороса прекрасно продолжает продвигать свою повестку на постсоветском пространстве, и Армению можно назвать одним из самых успешных примеров его деятельности.

Фонд «Открытое общество — Армения» (Фонд Сороса) начал свою деятельность в Армении еще в 1997 году, и медленно, но верно шел к своей цели, которую и удалось осуществить в 2018 году. С 1997 по 2018 годы Фонд выделил свыше 48 миллионов долларов США более чем 200 организациям. Это были организации по защите прав человека, прав женщин, антикоррупционные компании и многие другие, то есть вроде бы безобидные объединения, которые, однако, продвигали единую стратегию.

Особо стоит отметить, что 5 миллионов долларов, немаленькую для Армении сумму, Фонд выделил на поддержку «независимых СМИ», которые впоследствии стали ядром поддержки будущего премьера Пашиняна, двигая общественное мнение в нужном направлении.

Если говорить непосредственно о связях премьер-министра и его команды с Фондом Сороса, достаточно посмотреть на биографии некоторых парламентариев и даже членов правительства. Так, Сос Аветисян, который был ответственным лицом по программам развития гражданского общества Фонда Сороса в Армении, в первые годы правления Пашиняна занимал пост заместителя министра образования и науки. В настоящий момент он является одним из представителей блока «Мой шаг» в парламенте.

Замминистра образования и науки Аревик Анапиосян много лет возглавляла организацию, финансируемую Фондом Сороса, которая в свою очередь только за 2016−2017 года получила от фонда грант в размере 196 тысяч долларов. Парламентарий Гаяне Абрамян в качестве главы организации «За равные права» получила от Фонда гранты на 210 тысяч долларов в 2016—2017 годах. Вице-спикер парламента Лена Назарян, руководитель аппарата премьер-министра Лиана Далтахчян и руководитель государственного кадастра недвижимости Сархат Петросян являются координаторами программ «Центра регионального развития», управляемого Фондом Сороса и получившего от фонда более 2 миллионов долларов. Брат председателя совета директоров фонда Сороса Давида Хачатуряна — Сасун Хачатурян — и вовсе возглавляет Специальную следственную службу Армении.

Этот список можно продолжать и дальше. Как подсчитали СМИ, как минимум 14 депутатов парламента, которые поддерживают Пашиняна, так или иначе финансируются Фондом Сороса и еще около 50 человек связаны с ним косвенно. К тому же, после прихода нового премьера к власти, финансирование Армении Фондом заметно увеличилось — только в 2019 году объем выделенных средств составил 3,6 миллиона долларов, а до этого в среднем тратилось около двух миллионов в год.

Поэтому не таким уж маловероятным будет предположение о том, что Фонд Сороса за последние два года так укрепил свое влияние на армянское руководство, что теперь с легкостью может претворять в жизнь свой план по отрыву Армении и ее экономики от России. Во всяком случае, положение российского бизнеса в стране и экономическая статистика вполне подтверждают эту теорию.

Не делай добра, не получишь зла

Как известно, исторически экономика Армении сильно зависела от России, причем понятно, что бенефициаром в этих отношениях была именно небольшая республика. И вовсе не потому, что «плохая Россия» заставляла торговать с собой, а потому, что за 25 лет руководство страны так и не смогло выстроить самодостаточную экономику. Это, впрочем, «болезнь» многих постсоветских стран, так что вряд ли Армению можно назвать уникальной в этом отношении.

Судя по данным Центрального банка РФ, в 2018 году денежные средства, отправленные по официальным каналам из России в Армению, составили 1 миллиард 121 миллион долларов США, 2019 году 1,59 млрд долл. Сумма, переведенная с противоположной стороны, составила 156 и 177 миллионов долларов США соответственно. Не нужно быть экономистом, чтобы понять, кто и от кого зависит. Тем более что по некоторым оценкам зависимость экономики Армении от денежных переводов составляет от 12% до 25%. Более того, именно переводы из России специалисты называли одним из драйверов роста армянской экономики после спада в 2017 году.

Казалось бы, руководству Армении стоит ценить и развивать экономические отношения с Россией. Тем не менее, как и в случае с Украиной в свое время, Фонд Сороса продвигает парадоксальную идею о том, что именно в России сокрыт корень всех бед и проблем армянской экономики. Якобы именно зависимость от Москвы (а не собственная неспособность гармонично развивать разные отрасли производства и торговли) мешает экономическому росту.

Доходит до смешного. Например, в отчете «Doing Business 2020» Всемирного Банка отмечается, что в Армении широко распространена коррупция, основной причиной которой является «доминирующее влияние России на экономику и региональную безопасность этой страны». Подобные выводы основаны на «официальных опросах, проведенных среди государственных структур, деловых кругов и широкой общественности».

И еще один весьма характерный момент. В отчете «Кавказский барометр — 2019», подготовленном Кавказским исследовательским ресурсным центром, говорится, что только 43% армян положительно или частично положительно оценивают роль Евразийского экономического союза, и это несмотря на то, что именно Россия была основным источником инвестиций и торговым партнеров республики. Это ярко показывает, какие богатые всходы принесла информационная кампания Фонда Сороса.

Такие настроения не могут не выливаться и в конкретные результаты. Например, в случае с теми же прямыми российскими инвестициями, если в 2018 году они составляли 124,3 миллиона долларов США, то в 2019 — всего 33,2 млн долл. США. Это падение на 73%, и, напомним, до всякого коронавируса. Причина в том, что правительство Армении создает дискомфортную и, более того, дискриминационную среду для российских инвесторов, вследствие чего те просто не чувствуют себя в безопасности.

Естественно, российские инвестиции вытесняются из Армении не просто так, из принципа «назло бабушке отморожу уши». Свято место пусто не бывает, и место российских денег потихоньку занимает западный капитал, для чего все и затевалось. К примеру, в 2019 году, когда объем прямых российских инвестиций в эту страну резко снизился, из Италии были привлечены прямые инвестиции в размере 27,1 миллиона, из Германии — 18,6 миллиона, из Аргентины — 18,8 миллиона долларов и из греческого Кипра — 6 миллионов долларов США.

Между двумя Союзами

При этом напомним, что Армения остается членом Евразийского экономического Союза, куда вступила в 2015 году. Страна не отказывается от участия в организации, вот только продуктивным для всех сторон его назвать крайне трудно. По оценкам экспертов Союза, в 2015—2018 годах 77 процентов импорта (825 наименований товаров и продуктов) Армении из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, могло быть импортировано из стран союза, в частности из России. По данным Статистической службы Армении за январь-май 2020, доля России в экспорте Армении на 15,1% меньше по сравнению с общей долей Европейского союза.

Армянский экспорт в ЕАЭС также оставляет желать лучшего. В отчете «Об основных тенденциях в интегративном развитии Армении в 2019 году» отмечается, что товары, экспортируемые Арменией в союз, не были диверсифицированы. И на 27 товаров, которые составляют всего 1 процент ассортимента, приходится 77,3 процента от общего объема экспорта в союз. 34,1 процент из них связаны с экспортом алкогольных и безалкогольных напитков, а также фруктов, овощей и рыбы — товары, производство и обработку которых союз может осуществлять сам за счет внутренних ресурсов.

А ведь войдя в Евразийский экономический союз, Армения получила прямой выход на рынок России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана с населением более 184 миллионов человек и ВВП в 2,2 триллиона долларов США, что позволило стране получить значительные льготы по документированию торговых операций, срокам и ценовой политике. Несмотря на это, страна продолжает следовать курсом экономической «диверсификации», которая по факту выливается в нарушение принципов сосуществования в экономическом союзе. Причем этот процесс начался еще до прихода Пашиняна к власти, но при нем заметно активизировался.

Например, в 2015 году было подписано Рамочное Соглашение о Торговле и Инвестициях (TIFA) между США и Арменией, которое предусматривает развитие среды для диалога и сотрудничества между двумя странами в области торговли и инвестиций, а также защиту деловых интересов друг друга. И, согласно исследованиям Комиссии по Международной Торговле США, в настоящее время американские товары и продукты успешно конкурируют на армянском рынке и опережают своих конкурентов.

Еще один спорный вопрос — экономические отношения Армении с Европейским Союзом. В 2017 года между Арменией и ЕС было подписано «Соглашение о всестороннем и расширенном сотрудничестве», которое охватывает вопросы развития инвестиционного климата, увеличение количества рабочих мест и создания благоприятных условий для ведения европейскими компаниями бизнеса в стране и так далее. Для углубления экономических отношений с ЕС правительством Армении была создана специальная дорожная карта и комиссия.

Однако одновременная интеграция в два экономических союза с открытыми для своих членов рынками попросту невозможна. Ведь таким образом товары, услуги и рабочая сила могут беспрепятственно проникать с одного общего рынка на другой, что вряд ли устроит кого-то, кроме, разве что, самой Армении.

Таким образом, дальнейшая интеграция в ЕС будет противоречить членству страны в Евразийском союзе и Еревану, как в свое время Украине, придется выбирать между ними. И, если учесть влияние Фонда Сороса на руководство страны, вряд ли у России есть шанс победить в этом «конкурсе». Правда, если учесть, что нынешние отношения с Арменией сводятся, в основном, к отношениям «донор-бенефициар», где России приходится постоянно выделять инвестиции, предоставлять дешевые энергоносители, открывать свой рынок и мало что получать взамен, кроме антироссийских шпилек, потеря может быть не так уж и велика…

Оцените статью