Почему катапульта убила экипаж Ту-22М3

Содержание
  1. Возможно, тот, кто сидел в кресле командира экипажа, от недоученности или волнения включил тумблер принудительного катапультирования . Такими словами источник газеты ВЗГЛЯД описывает основную версию трагедии под Калугой на военном аэродроме из-за случайного катапультирования погибли три члена экипажа бомбардировщика Ту-22М3. Впрочем, есть и иные предположения.
  2. Фото: Деловая газета «Взгляд» Видео дня
  3. Во вторник трое военнослужащих погибли в результате срабатывания катапульт при запуске двигателей дальнего бомбардировщика Ту-22М3 на военном аэродроме Шайковка под Калугой. На данном аэродроме базируется 52-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк, который буквально на днях провел летно-тактические учения. В учениях были задействованы молодые офицеры, которые впервые в своей практике принимали участие в подобных мероприятиях , цитировало Минобороны РФ слова командира полка полковника Вадима Белослюдцева. И вот теперь, сразу после этих учений, на аэродроме произошла трагедия с человеческими жертвами. Чрезвычайное происшествие на земле привело к гибели командира полка, штурмана полка и штурмана-инструктора из Рязани, сообщил высокопоставленный источник газеты ВЗГЛЯД в ВКС РФ. Как сообщили ТАСС в медицинских кругах региона, четвертый член экипажа выжил, он доставлен в лазарет в санчасти в Шайковке. Ту-22М семейство (М, М2, М3) советских, позднее российских дальних сверхзвуковых ракетоносцев-бомбардировщиков с изменяемой геометрией крыла. Бомбардировщик стоит на вооружении российских военных с 1974 года. Самолеты этого типа предназначены для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами и бомбами наземных и морских целей в любое время суток и в любых метеоусловиях. Могут быть носителями ядерного оружия. Максимальная скорость может достигать 2300 км/ч. Предыдущая катастрофа с человеческими жертвами на данном типе самолетов в ВВС РФ произошла в январе позапрошлого года. Тогда при заходе на посадку на аэродроме в Оленегорске (Мурманская область) потерпел катастрофу Ту-22М3 из состава 40-го смешанного авиаполка Дальней авиации. В результате трое членов экипажа погибли, один выжил. ЧП под Калугой произошло во время подготовки самолета к полету, сообщили в Минобороны, прямо на стоянке, в то время, когда экипаж готовился к вылету. В Минобороны рассказали, что командир полка Дальней авиации должен был провести этот полет в качестве инструктора. Это важная деталь для понимания обстоятельств трагедии, потому что инструктор, как правило, в таких случаях находится в правом кресле (помощника командира экипажа). На месте командира находится летчик, квалификацию которого инструктор должен проверить и подтвердить. Эта процедура называется контрольный полет . На фото — тот самый тумблер принудительного покидания на Ту-22м3. Фото: открытые источники По предположению источника газеты ВЗГЛЯД, в кресле командира экипажа находился кто-то из руководящего состава полка. Обычно командир полка не летает с рядовыми летчиками. А сидевший слева (на месте командира) мог выйти из отпуска или иметь перерыв в полетах по какой-либо иной причине, и ему нужен был контрольный полет с инструктором, потому как после перерыва его самого никто самостоятельно никогда не выпустит. Кроме того, у каждого летчика много всяких годовых проверок инструкторами по технике пилотирования. Иными словами, контрольных полетов у любого летчика в год не один десяток , говорит эксперт.
  4. Реклама Подробности о покупке Toyota RAV4 в марте на toyota.ru Однако в результате контрольный полет не состоялся. По неизвестной пока причине сработала система принудительного катапультирования , пояснил газете ВЗГЛЯД высокопоставленный источник в Военно-воздушных силах. Он рассказал, как выглядит процедура катапультирования: На левом пульте у командира экипажа Ту-22М3 имеется тумблер Принудительное покидание . Он используется при аварийной ситуации, чтобы с интервалом в полсекунды принудительно катапультировать троих членов экипажа. При этом командир для собственного катапультирования должен самостоятельно дернуть ручки на своем кресле , рассказал собеседник. На Ту-22М3 система обеспечивает безопасное покидание при скорости не менее 140 км/ч. Поэтому три члена экипажа погибли, а в живых остался тот, кто находился на месте командира. Эта особенность касается именно катапультирования на данном бомбардировщике кресла, установленные на российские истребители, позволяют успешно катапультироваться на нулевой скорости, даже при стоянке на аэродроме. Возможно, тот, кто сидел в кресле командира экипажа, от недоученности или волнения включил упомянутый тумблер на левом кресле, хоть он и под крышкой , предполагает источник газеты ВЗГЛЯД. При этом он не исключил версию технической неисправности например, катапульты мог привести в действие блуждающий ток (хотя это и маловероятно). Заслуженный пилот СССР, бывший военный летчик Олег Смирнов также уверен, что причиной инцидента могла стать ошибка летчика, находившегося в кресле командира экипажа. По оценке Смирнова, ЧП в Шайковке повод усилить подготовку пилотов на наземных симуляторах катапультирования. Но, как со своей стороны отмечает источник газеты ВЗГЛЯД, причиной трагедии могла стать не неподготовленность члена экипажа, а недостатки конструкции системы катапультирования бомбардировщика Ту-22М3. И об этой проблеме и конструкторам, и военным летчикам хорошо известно уже десятилетия. На истребителях хоть с места можно прыгать, у них другое кресло стоит, заметил собеседник. Но Туполев для своего бомбардировщика не стал такое кресло ставить и изобрел свое кресло . Кресло, по оценке специалиста, тяжелое и неудобное для летчиков, да еще и зависит от напряжения аккумуляторов. Как-то раз экипаж погиб от того, что не смог прыгнуть напряжение на аккумуляторах упало с нужных 24 вольт до отметки ниже 22, и они банально не смогли привести в действие свои катапульты , отметил источник. По словам эксперта, кресло в Ту-22М3 неудобно и с точки зрения других параметров. Например, его сделали под шлем летчика модели ЗШ-3, а потом перешли на ЗШ-5, позже на ЗШ-7. А они больше по размерам и не входят в выемку заголовника кресла. Эти кресла давно надо было хотя бы доработать претензий к ним всегда хватало , отметил собеседник. Достоверно причины ЧП должна выяснить государственная комиссия, которая уже начала работу на месте трагедии.
  5. P.S. решил разместить этот материал по нескольким причинам.
  6. 1. Катапультируемые сиденья на всех самолётах нужно менять (при технической возможности) на те,что стоят на современных истребителях — обеспечивающих «безопасное» катапультирование с нулевой высоты при нулевой скорости. Оказывается все пилоты двно об этом говорят.
  7. 2. Внятно рассказано, почему уцелел командир экипажа (это было в одном материале, в котором описывался алгоритм работы системы принудительного катапультирования Ту-22М3) — его система принудительного катапультирования не катапультирует. А в большинстве материалов, которые я читал, пишут о трёх погибших, которые не успели пристегнуться (им бы никакое пристёгивание не помогло при падении со 150 метров без парашюта), и одном «выжившем», который «успел пристегнуться» — этому вообще ничего не угрожало, так как катапультироваться он мог только САМОСТОЯТЕЛЬНО.
  8. 3. То, что командир экипажа при принудительном катапультировании не подвергался опасности, позволяет допустить вариант, когда это катапультирование было произведено им сознательно. Откинул защитный колпачок, щёлкнул тумблером, после срабатывания системы катапультирования тумблер и колпачок на место и ищите причину срабатывания системы принудительного катапультирования. Нужно покопаться в отношениях замкомэски (командира корабля в этом вылете) с командиром полка и штурманом полка. Как одна из версий. А то диверсии, блуждающие токи и тому подобное.
  9. В.К.
  10.  
  11.  
  12.  

Возможно, тот, кто сидел в кресле командира экипажа, от недоученности или волнения включил тумблер принудительного катапультирования . Такими словами источник газеты ВЗГЛЯД описывает основную версию трагедии под Калугой на военном аэродроме из-за случайного катапультирования погибли три члена экипажа бомбардировщика Ту-22М3. Впрочем, есть и иные предположения.

Почему катапульта убила экипаж Ту-22М3

Фото: Деловая газета «Взгляд»
Видео дня

Во вторник трое военнослужащих погибли в результате срабатывания катапульт при запуске двигателей дальнего бомбардировщика Ту-22М3 на военном аэродроме Шайковка под Калугой. На данном аэродроме базируется 52-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк, который буквально на днях провел летно-тактические учения. В учениях были задействованы молодые офицеры, которые впервые в своей практике принимали участие в подобных мероприятиях , цитировало Минобороны РФ слова командира полка полковника Вадима Белослюдцева.
И вот теперь, сразу после этих учений, на аэродроме произошла трагедия с человеческими жертвами. Чрезвычайное происшествие на земле привело к гибели командира полка, штурмана полка и штурмана-инструктора из Рязани, сообщил высокопоставленный источник газеты ВЗГЛЯД в ВКС РФ. Как сообщили ТАСС в медицинских кругах региона, четвертый член экипажа выжил, он доставлен в лазарет в санчасти в Шайковке.
Ту-22М семейство (М, М2, М3) советских, позднее российских дальних сверхзвуковых ракетоносцев-бомбардировщиков с изменяемой геометрией крыла. Бомбардировщик стоит на вооружении российских военных с 1974 года. Самолеты этого типа предназначены для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами и бомбами наземных и морских целей в любое время суток и в любых метеоусловиях. Могут быть носителями ядерного оружия. Максимальная скорость может достигать 2300 км/ч.
Предыдущая катастрофа с человеческими жертвами на данном типе самолетов в ВВС РФ произошла в январе позапрошлого года. Тогда при заходе на посадку на аэродроме в Оленегорске (Мурманская область) потерпел катастрофу Ту-22М3 из состава 40-го смешанного авиаполка Дальней авиации. В результате трое членов экипажа погибли, один выжил.
ЧП под Калугой произошло во время подготовки самолета к полету, сообщили в Минобороны, прямо на стоянке, в то время, когда экипаж готовился к вылету. В Минобороны рассказали, что командир полка Дальней авиации должен был провести этот полет в качестве инструктора.
Это важная деталь для понимания обстоятельств трагедии, потому что инструктор, как правило, в таких случаях находится в правом кресле (помощника командира экипажа). На месте командира находится летчик, квалификацию которого инструктор должен проверить и подтвердить. Эта процедура называется контрольный полет .
На фото — тот самый тумблер принудительного покидания на Ту-22м3. Фото: открытые источники
По предположению источника газеты ВЗГЛЯД, в кресле командира экипажа находился кто-то из руководящего состава полка. Обычно командир полка не летает с рядовыми летчиками. А сидевший слева (на месте командира) мог выйти из отпуска или иметь перерыв в полетах по какой-либо иной причине, и ему нужен был контрольный полет с инструктором, потому как после перерыва его самого никто самостоятельно никогда не выпустит. Кроме того, у каждого летчика много всяких годовых проверок инструкторами по технике пилотирования. Иными словами, контрольных полетов у любого летчика в год не один десяток , говорит эксперт.

Реклама
Подробности о покупке Toyota RAV4 в марте на toyota.ru
Однако в результате контрольный полет не состоялся. По неизвестной пока причине сработала система принудительного катапультирования , пояснил газете ВЗГЛЯД высокопоставленный источник в Военно-воздушных силах.
Он рассказал, как выглядит процедура катапультирования: На левом пульте у командира экипажа Ту-22М3 имеется тумблер Принудительное покидание . Он используется при аварийной ситуации, чтобы с интервалом в полсекунды принудительно катапультировать троих членов экипажа. При этом командир для собственного катапультирования должен самостоятельно дернуть ручки на своем кресле , рассказал собеседник.
На Ту-22М3 система обеспечивает безопасное покидание при скорости не менее 140 км/ч. Поэтому три члена экипажа погибли, а в живых остался тот, кто находился на месте командира. Эта особенность касается именно катапультирования на данном бомбардировщике кресла, установленные на российские истребители, позволяют успешно катапультироваться на нулевой скорости, даже при стоянке на аэродроме.
Возможно, тот, кто сидел в кресле командира экипажа, от недоученности или волнения включил упомянутый тумблер на левом кресле, хоть он и под крышкой , предполагает источник газеты ВЗГЛЯД. При этом он не исключил версию технической неисправности например, катапульты мог привести в действие блуждающий ток (хотя это и маловероятно).
Заслуженный пилот СССР, бывший военный летчик Олег Смирнов также уверен, что причиной инцидента могла стать ошибка летчика, находившегося в кресле командира экипажа. По оценке Смирнова, ЧП в Шайковке повод усилить подготовку пилотов на наземных симуляторах катапультирования.
Но, как со своей стороны отмечает источник газеты ВЗГЛЯД, причиной трагедии могла стать не неподготовленность члена экипажа, а недостатки конструкции системы катапультирования бомбардировщика Ту-22М3.
И об этой проблеме и конструкторам, и военным летчикам хорошо известно уже десятилетия. На истребителях хоть с места можно прыгать, у них другое кресло стоит, заметил собеседник. Но Туполев для своего бомбардировщика не стал такое кресло ставить и изобрел свое кресло . Кресло, по оценке специалиста, тяжелое и неудобное для летчиков, да еще и зависит от напряжения аккумуляторов.
Как-то раз экипаж погиб от того, что не смог прыгнуть напряжение на аккумуляторах упало с нужных 24 вольт до отметки ниже 22, и они банально не смогли привести в действие свои катапульты , отметил источник.
По словам эксперта, кресло в Ту-22М3 неудобно и с точки зрения других параметров. Например, его сделали под шлем летчика модели ЗШ-3, а потом перешли на ЗШ-5, позже на ЗШ-7. А они больше по размерам и не входят в выемку заголовника кресла. Эти кресла давно надо было хотя бы доработать претензий к ним всегда хватало , отметил собеседник.
Достоверно причины ЧП должна выяснить государственная комиссия, которая уже начала работу на месте трагедии.

P.S. решил разместить этот материал по нескольким причинам.

1. Катапультируемые сиденья на всех самолётах нужно менять (при технической возможности) на те,что стоят на современных истребителях — обеспечивающих «безопасное» катапультирование с нулевой высоты при нулевой скорости. Оказывается все пилоты двно об этом говорят.

2. Внятно рассказано, почему уцелел командир экипажа (это было в одном материале, в котором описывался алгоритм работы системы принудительного катапультирования Ту-22М3) — его система принудительного катапультирования не катапультирует. А в большинстве материалов, которые я читал, пишут о трёх погибших, которые не успели пристегнуться (им бы никакое пристёгивание не помогло при падении со 150 метров без парашюта), и одном «выжившем», который «успел пристегнуться» — этому вообще ничего не угрожало, так как катапультироваться он мог только САМОСТОЯТЕЛЬНО.

3. То, что командир экипажа при принудительном катапультировании не подвергался опасности, позволяет допустить вариант, когда это катапультирование было произведено им сознательно. Откинул защитный колпачок, щёлкнул тумблером, после срабатывания системы катапультирования тумблер и колпачок на место и ищите причину срабатывания системы принудительного катапультирования. Нужно покопаться в отношениях замкомэски (командира корабля в этом вылете) с командиром полка и штурманом полка. Как одна из версий. А то диверсии, блуждающие токи и тому подобное.

В.К.

 

 

 

Оцените статью