Нам бы хоть на часок посмеяться в тот брежневский застой

Нам бы хоть на часок посмеяться в тот брежневский застой

 

Всем, кому сегодня за 30, родились в Советской стране. Это наша Родина-мать. А мать не выбирают. Над нею не смеются. Даже если она загуляла или стала горькой пьяницей, для ребенка она все равно мать.

Наша Родина-мать не загуляла. Ее сначала изнасиловали, потом убили и расчленили. У власти сегодня кто ? Вот-вот. Они самые. Все с «партбилетами в столе». От Володина до Матвиенки, от Собянина до Памфиловой.  Так что давайте о нашей матери с уважением и глубоким прискорбием…

Только вот читаю пламенного публициста, который вспоминает, что во времена его отрочества в печати не рассказали о потрясшей его трагедии. С моста упал автобус, погибло много пассажиров. Но ни местные местные, ни центральные газеты не написали об этом ни строчки.

Зато преследуемое глушилками радио «Свобода» раструбило об этом на весь свет. И автор с придыханием докладывает почтенной публике, что «проникся чувством благодарности к неизвестному мне радио». За что? Видимо, за то, что «поплясало на костях».

А дальше большой, по его признанию, поклонник разгромленного киселевско-гусинского НТВ делает далеко идущие выводы: «Однако и советский режим недалеко ушёл от царизма в неприятии критики«. На одном, повторюсь, примере. «Младшим школьником» он тогда был. Простительно.

Сегодня стало уже «хорошим тоном» у некоторых виртуозов пера походя пнуть СССР, даже если заметка о борьбе с грызунами .»Почему вы не даете отпор? — спросили меня однажды в редакции «Патриота». — Вы писали фельетоны в  «Правде» и лучше многих других знаете, как тогда  обстояло с критикой». 

Сделал наброски такой «эпохалки», но с публикацией не спешил. Да, видать, пришла пора обозначить хотя бы тезисы. Одно дело, когда в Союзе глушили «Голос Америки» и «Свободу» и совсем другое — когда придя к власти, лучший выученик Собчака позакрывал неподконтрольные ему газеты и телепрограммы.

Однако ж оставил русофобскую радиопомойку Гусинского, которую сделал своим рупором и поставил на кормление в «Газпром». 

В Союзе в центральных газетах были отделы фельетонов, а в областных — сатиры и юмора. В союзных республиках выходили сатирические  журналы по типу «Крокодила». В Татарии — «Чаян», на Украине — «Перец», в Белоруссии — «Вожык»…  И это было не голое смехачество. На критические выступления прессы было положено принимать меры и отвечать редакциям — от райкомов до министерств.

А сейчас? Леша Навальный мог хоть 100 раз с документами в руках называть Пескова «жуликом, вором и взяточником». Но отравили и посадили именно Навального.

Не надо думать, что мы в отделе фельетонов «Правды» бога за бороду схватили. У некоторых «героев» с наступлением гласности появилась инспирированная со Старой площади охота «засудить «Правду» за вранье». Так что ходил по судам, отбиваясь от исков, весь наш  отдел. 

А на ЦТ блистала программа «Вокруг смеха». С подмостков эстрады дураков и чинодралов высмеивал Аркадий Райкин — Герой Социалистического Туда и лауреат Ленинской премии, между прочим. Его ученики Виктор Ильченко и Роман Карцев получили свой Театр Миниатюр. Им писал неподражаемый Михаил Жванецкий, а Михаил Задорнов писал сам себе. Кто у нас пришел им смену?  Правильно — Яровая…

В 1967 г. на экраны Союза вышла сатирическая комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Вершина, можно сказать, советской комедиографии. В тов. Саахове явно угадывался местный партийный князек. Видимо, поэтому картину не пускали в прокат.

Но друзья Гайдая сумели показать ее добрейшему Леониду Ильичу, и тому она понравилась. Началось триумфальное шествие «Пленницы»  по экранам страны. Вся мужская половина Союза сразу влюбилась в красавицу-циркачку Наталью Варлей.

Потом вышли такие же смешные «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы…». За 20 лет снято что-то подобное? Смешно спрашивать.

Пришедший к власти вечно хмурый и недовольный «унтер Пришибеев» первым делом разгромил пародийные «Куклы» на НТВ, в которых персонажи, как и положено, были изображены в гротескном виде.

Наступала мрачная эпоха мракобесия, лицемерия, официальной лжи,  преследования инакомыслия, уголовных дел и посадок за лайки-посты-репосты-твитты-СМС-ки.

«Костры Джордано Бруно» запылали по всей стране…

Александр Головенко, фельетонист «Правды» в 1986-98 гг.

Оцените статью