Кризис вынуждает автовладельцев обращаться к гаражным мастерам

Кризис вынуждает автовладельцев обращаться к гаражным мастерам

После весеннего отскока в стране возобновилось падение продаж новых легковых автомобилей. Среди клиентов, планирующих покупку машины, большинство намерены сделать это не раньше чем через год: отпугивают цены. Автопарк населения стареет. А чем старше машина, тем накладнее ремонт в сертифицированном сервисном центре. Владельцы постгарантийных автомобилей снова рассматривают гаражный ремонт как альтернативу сервисам, отмечают эксперты. По данным Автостата, объем «рынка» гаражного авторемонта в РФ уже превысил 180 млрд руб.

Почти две трети — 63% — россиян, которые планируют приобрести автомобиль, намерены это сделать не раньше чем через 10–12 месяцев, следует из исследования РГС Банка (опрошено 1700 жителей городов с населением от 500 тыс. человек).

А в течение 1–3 месяцев такую покупку готовы совершить лишь около 7% потребителей, что почти вдвое меньше, чем год назад, когда купить автомобиль в ближайшие месяцы намеревались 12% опрошенных. При этом более 60% респондентов назвали главным фактором, влияющим на сроки покупки, рост цен. В основном растущие цены подталкивают потребителей отложить приобретение машины.

По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), после сильнейшего отскока в плюс, который фиксировался с апреля по июнь на фоне низкой базы прошлого года, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в стране снова начали падать. Так, в июле они сократились на 6,5% по отношению к тому же месяцу 2020-го, а в августе — на 17%.

Причем, как пояснили в комитете, спрос остается стабильным, но «падение производства в результате нехватки электронных компонентов на мировом рынке продолжает увеличивать разрыв между спросом и предложением, оказывая негативное влияние на объемы продаж».

Судя по обзору Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ), сегмент техобслуживания (ТО) и ремонта автотранспорта во втором квартале этого года вошел в тройку лидеров предпринимательского оптимизма среди сферы услуг. Судя по всему, здесь тоже сказывались посткризисный отскок и оживление авторынка в весенне-летний период. Сохранится ли спрос на эти услуги дальше — в условиях падающих автопродаж?

Как показывали предыдущие аналогичные обзоры ВШЭ, ранее в отдельные периоды рынок ТО и авторемонта демонстрировал рост предпринимательской уверенности даже на фоне падающих автопродаж — например, в отдельные кварталы допандемийного 2019 года. Как тогда пояснили специалисты ВШЭ, косвенно такой рост свидетельствовал в том числе о том, что «часть населения предпочитает эксплуатировать личный автотранспорт до полного износа, а не продавать его по мере исчерпания данного ресурса с целью приобретения нового».

Между тем, как считают эксперты Автостата, структура рынка автосервиса в ближайшие годы будет меняться с точки зрения долевого распределения участников: официальные дилеры, независимые станции технического обслуживания (СТО), гаражи.

Одни представители рынка считают, что количество самообслуживания будет снижаться, поскольку ремонты становятся более сложными из-за распространения «умных» машин с электроникой; другие, напротив, уверены, что текущая ситуация подталкивает людей к гаражам и частным механикам, что следует из материалов по итогам конференции «Автосервис—2021».

По данным Автостата, объем рынка услуг по ТО и авторемонту из года в год увеличивался и уже достиг почти 350 млрд руб. по итогам 2020-го. Из этой суммы свыше 180 млрд руб., или более 52%, специалисты Автостата называют «потенциалом рынка», то есть это работы, производимые лично автовладельцами или механиками-частниками без обращений к официальным дилерам или независимым СТО. Объем рынка так называемого гаражного ремонта в денежном выражении тоже из года в год увеличивается.

Мнения опрошенных «НГ» экспертов относительно того, стали ли в этом году автовладельцы чаще чинить машины самостоятельно или обращаясь к гаражным мастерам, разделились.

Как говорит гендиректор «АвтоСпецЦентра» Андрей Терлюкевич, из-за существенного роста цен на запчасти и дефицита поставок как новых автомобилей, так и комплектующих в РФ, владельцы постгарантийных автомобилей начали рассматривать так называемый гаражный ремонт как альтернативу сертифицированным сервисным центрам. «Рост спроса на гаражный ремонт мы оцениваем в 15–20% по сравнению с допандемийным периодом», — сообщил эксперт.

Но, по оценкам гендиректора сети автосалонов Fresh Auto Дениса Мигаля, процент удержания в дилерстве (даже постгарантийного) и в независимых СТО гораздо выше, чем у гаражей. «Сейчас конструкции автомобилей прогрессивнее: они оснащены технологичными электронными и мультимедийными системами, в которых сложно разобраться самостоятельно. Гаражные специалисты как минимум не могут быть обеспечены профессиональным оборудованием для ремонта таких авто», — говорит эксперт.

Компетентные и сертифицированные сервисы, как отметил Мигаль, гораздо быстрее оказывают услуги с точки зрения технологического цикла и времени ремонта: «Так, на частный ремонт в среднем тратят 6–7 часов, а в сервисе этот же ремонт смогут сделать за час-два на профессиональном оборудовании». Хотя, как он уточнил, при этом многие клиенты стараются существенно экономить на запчастях, приезжая уже со своими материалами.

При этом, по его словам, безусловно, частные автомастерские обходятся дешевле, так как нередко они используют серые схемы оплаты, что освобождает их от налоговых издержек. Но при обращении к гаражному автомеханику возникают иные вопросы — например, безопасности.

Важный аспект роста спроса на услуги гаражных автомехаников — их «всеядность», то есть их готовность отремонтировать авто из бывших в употреблении запчастей, подручных материалов, «авторских» агрегатов, сделанных самостоятельно по образцу, добавил Терлюкевич. «В случае малярных или жестяночных работ это приемлемый для клиентов вариант, но если речь о таких жизненно важных системах, как двигатель, тормозная система, рулевая система, подвеска, то здесь ремонтные эксперименты — особенно в свете отмены обязательного техосмотра — часто опасны для жизни владельца авто и пассажиров», — предупредил он.

«Гараж — это не всегда некачественный ремонт, хорошие специалисты есть везде, но существует много рисков, — уточнил Мигаль. — Поэтому мне кажется, что со временем рынок гаражных специалистов трансформируется в большой агрегатор, но все равно будет не хватать контроля».

Также эксперты составили портрет автовладельца, который чаще всего чинит автомобиль самостоятельно или прибегая к помощи гаражных умельцев.

«Клиенты гаражных сервисов — это в подавляющем большинстве владельцы авто старше 8–10 лет, преимущественно европейских и американских марок, эконом- или бизнес-класса. Как правило, это люди среднего дохода, старше 35 лет, мужчины», — говорит Терлюкевич. А владельцы современных авто возрастом до 5–7 лет, люди с высоким уровнем дохода и почти все автоледи предпочитают обращаться в сертифицированные сервисы.

«Чаще всего самостоятельным ремонтом занимаются владельцы отечественных автомобилей, потому что их конструкция простая и в ней легко разобраться, кроме того, в нашем менталитете есть гаражная культура обслуживания этих автомобилей. К этим автомобилям можно добавить простые иномарки в базовых комплектациях, — сообщил Мигаль. — Чаще это машины до 2005 года выпуска. В них достаточно легко диагностировать поломки». «В автомобилях же премиум-сегмента уже почти все завязано на электронике , даже замена колодок зачастую — это комбинация в компьютере, а не работа руками», — добавил эксперт.

«Отдельно отмечу актуальную проблему, связанную с текущим дефицитом на рынке микрочипов. Технологичность всех без исключения современных авто, начиная с жк-приборных панелей и заканчивая „умными“ датчиками управления двигателем, пока не оставляет автовладельцам выбора, — согласился и Терлюкевич. — Гаражные мастера не овладели навыками ремонта сложной электроники, и в ближайшее время вряд ли мы испытаем серьезную конкуренцию с их стороны по вопросам сложного сервисного обслуживания авто нового поколения».

Хотя есть одно «но». Если покупки новых автомобилей приостановятся, то автопарк населения продолжит стареть, что может простимулировать спрос на услуги именно гаражных механиков.

«Авторынок России периодически как прибавляет показатель среднего возраста автомобиля, так и снижает. Например, с 2005 по 2008 год продажи новых автомобилей росли, и в этот период автопарк „молодел“, с 2011 по 2014 год рынок пребывал в стагнации, в 2017–2018 годах — обновление было незначительным, как и объемы продаж, — говорит Мигаль. — На сегодняшний день в связи с дефицитом новых автомобилей срок владения одним и тем же авто увеличивается — в 2021 году это почти 14 лет (в частности, такие данные ранее приводил Автостат. — „НГ“). За последние 10 лет значимого обновления автопарка России не происходило». При этом, по уточнению эксперта, автопарки регионов обновляются тоже неоднородно.

«Средний возраст легковых автомобилей в России составляет 14 лет, это на 2,5 года больше, чем в европейских странах. Более того, этот разрыв постепенно увеличивается — так, в 2019 году возраст российского парка легковых автомобилей не превышал 13,5 года», — говорит Терлюкевич. По его словам, старение обусловлено нестабильным курсом рубля, дефицитом микрочипов и макроэкономическими факторами, в результате которых покупка нового автомобиля для многих россиян становится невозможной или откладывается на неопределенный срок.

Добавим, что, по данным Автостата, если на начало 2011 года в России было 33 млн легковых автомобилей, то через 10 лет их стало около 45 млн, однако доля автомобилей старше 10 лет за это время увеличилась с 51 до 59%. Также увеличилась доля машин в возрасте от 7 до 10 лет — с 16 до 22%. Доля же автомобилей до 3 лет сократилась с 16 до 10%, а в возрасте от 4 до 6 лет — с 17 до 9%. Хотя Росстат приводит иные оценки среднего возраста автомобилей, которыми распоряжаются домохозяйства в РФ: в 2020-м он составил 8 лет против 10 лет в 2018-м.

Практически у любого автомобиля наступает срок, когда ремонтировать его самостоятельно гораздо выгоднее, чем вести на сервис, где стоимость услуг приблизится к цене самого автомобиля, обратил внимание Мигаль — это касается моделей старше 10–15 лет.

Оцените статью