«С недавнего времени с разных сторон начали говорить о нашей эпохе как о новом Средневековье. Встает вопрос, идет ли речь о пророчестве или о констатации факта. Другими словами: мы уже вошли в эпоху нового средневековья, или, как выразился Роберто Вакка в своей тревожной книге, нас ожидает „ближайшее средневековое будущее“? Вакка говорит о деградации крупных систем, типичных для технологической эры; они слишком обширны и сложны для того, чтобы одна центральная власть могла координировать их действия, и даже для того, чтобы каждой из них мог эффективно руководить управленческий аппарат; эти системы обречены на крушение, а в результате их сложных взаимодействий назад окажется отброшена вся промышленная цивилизация»
Умберто Эко «Средние века уже начались» (1994 год)
Слова Умберто Эко сегодня звучат не просто как пророчество, а как обыденная реальность. Начиная с декабря 2019 года мир изменился. Причем изменился кардинально.
Давайте посмотрим на этот новый мир. Мир после коронавируса…
- 1.По всему миру закрываются границы.
- 2.Многие эксперты и политологи констатируют окончание эпохи глобализма.
- 3.В большинстве стран резко вырос уровень недоверия и ненависти к чужакам.
- 4.Меняется культура поведения.
- 5.В скором времени по всему миру можно будет ожидать рост уровня религиозности.
- 6.Демократия отступает на второй план, а в перспективе может вообще исчезнуть как явление.
- Итак, что же вы получаем в сухом остатке?
1.По всему миру закрываются границы.
Ограничивается авиасообщение между странами, транспортное сообщение.
И, похоже, это не просто временная мера. Это долгоиграющий тренд.
2.Многие эксперты и политологи констатируют окончание эпохи глобализма.
Трансатлантическая солидарность трещит по швам.
Страны замыкаются на себе и постепенно начинаются перестраивать экономику, делают упор на внутреннем производстве, максимально отказываясь от экспортно-импортной составляющей.
3.В большинстве стран резко вырос уровень недоверия и ненависти к чужакам.
Если в январе 2020 года это касалось лишь китайцев. То теперь с опаской смотрят на всех приезжих. Этот процесс идет, в том числе, и в Китае, который практически справился с эпидемией коронавируса, но теперь боится повторного заражения от приезжающих в страну иностранцев.
Вскоре начнется процесс массовой депортации гастарбайтеров из различных стран.
4.Меняется культура поведения.
Вместо поцелуев — приветствие на расстоянии. Вместо рукопожатия — касание локтями. Дистанция между людьми увеличивается.
5.В скором времени по всему миру можно будет ожидать рост уровня религиозности.
Люди постепенно будут становиться более верующими, более восприимчивыми к иррациональному и мистическому.
6.Демократия отступает на второй план, а в перспективе может вообще исчезнуть как явление.
Китай продемонстрировал, что бороться с глобальными угрозами можно только авторитарно-тоталитарными методами.
Эксперты уже отмечают, что китайский социализм может оказаться более эффективной в политическом и даже экономическом отношениях системой, чем американская демократия. По крайней мере, успехи Пекина на многих направлениях об этом наглядно свидетельствуют.
7.Идея Большого брата и тотальной слежки восторжествует.
Но не на глобальном уровне, как предполагалось ранее, а на уровне отдельных государств. Уже сегодня можно констатировать, что именно страны, в которых имеет место тотальное слежение за людьми, за их передвижением и их действиями гораздо лучше и быстрее справлялись с эпидемией коронавируса. Эти тенденции, скорее всего, будут только набирать обороты.
Итак, что же вы получаем в сухом остатке?
— Страны и люди обосабливаются и замыкаются на своих проблемах;
— Эпоха демократии и глобализма уходит в небытие, ей на смену приходит эпоха тиранов, местных князьков и их вассалов;
— Будет и далее расти уровень местного национализма и нелюбви к иностранцам и чужакам;
— Люди будут становиться все более восприимчивыми к вере и религии;
— Будет расти уровень недоверчивости, доносительства со стороны людей и слежки за людьми со стороны государства.
Что это, как не новое Средневековье?